Как все начиналось
«По большей части Иркутск наполнен именно приезжими, а те иркутяне, которые что-то создают, уезжают дальше — учиться или жить в большом городе. Иркутск движовый в плане мероприятий: есть люди, которые создают свои инициативы, есть много мест, где можно собраться, а еще сильное ощущение, что все варится в собственном соку. Тенденции доходят до нас очень долго, и пока они доберутся, все уже устареет и 10 раз изменится. В этом есть огромный плюс: когда мы приезжаем на фестивали, есть ощущение что у Иркутска совсем своя история и это круто. А еще Иркутск находится где-то посередине России — через нас все едут на Байкал и я бы хотел, чтобы Иркутск ассоциировался с Байкалом», — рассказывает Николай.
Иркутская организация «Радуга» существует уже более 10 лет и состоит из родителей детей и взрослых с ментальными особенностями развития, в том числе с синдромом Дауна. В 2015 году сюда с мастер-классом приехал Андрей Борисович Афонин — московский режиссер, который более 30 лет занимается инклюзивным театром. Это мероприятие решил посетить Николай.
«Я пришел потому, что увидел странные слова "особый театр" — тогда я даже не знал, что это такое. Просто шел на мастер-класс по чему-то особенному и думал: "Что же там такого необычного?" А потом организаторы предложили мне обучиться и поработать вместе с ними, создать внутри "Радуги" новый проект», — рассказывает Николай.
Вместе с актрисой ТЮЗа Татьяной Чадиной они прошли обучение в летнем интеграционном театральном лагере Андрея Афонина и приступили к работе.
«Андрей Борисович сказал: "Просто делайте коллектив!". И на это ушло практически два года: мы создавали внутри группы отношения, находили какие-то нормы — что можно и что нельзя. А еще долго не могли понять, кто наш зритель? Для кого мы это делаем? Максимально упрощаем, чтобы наши спектакли могли смотреть даже дети или создаем что-то профессиональное? В итоге пришли к тому, что будем ставить что-то сложное для восприятия, что заставит зрителей подумать, но при этом визуально интересное, чтобы это привлекало. Поэтому наши спектакли в основном пластические — к ним легко подключиться. И неважно, понимаешь ты весь контекст или нет — достаточно просто двигаться в общем ритме», — считает Николай.
Первые 4 года проект существовал под названием «Театр как терапия», но потом его изменили на «О!» — эту букву студийцы произносят в конце каждого спектакля и неважно, говорящие они или нет.