Артель Нарядно: Как вологодские льняные платья хранят культурный код
Вологда издревле славится народными промыслами: кружевоплетением, резьбой по дереву, финифтью, художественной вышивкой, чернением по серебру и не только. Некоторым из этих искусств в городе посвящены целые музеи. В 2011 году к ним добавился центр народных промыслов и ремесел «Резной палисад». В рамках его работы в 2014 году организовали фестиваль «Голос ремесел», благодаря которому, можно сказать, зародился проект «Артель Нарядно» — одежда изо льна с этнографическими принтами.
Автором и художественным руководителем фестиваля стала Снежана Малашина. Так сошлось, что в программе нужно было закрыть окно каким-то интересным сценическим действом, а у нее как раз была собрана личная коллекция народного искусства XIX-XX веков, которая отлично вписалась в концепцию события. Тогда Снежана воспользовалась шансом показать предметы с красивыми росписями, образами, символами и знаками не в формате соцсетей или статичной музейной выставки, а в жизни и движении. Она придумала сфотографировать все орнаменты на предметах из своей коллекции и перенести их на черные платья — так появился первый модельный ряд будущей «Артели Нарядно». По словам автора проекта, презентация на фестивале выглядела очень эффектно.

Еще через год Снежана участвовала в конкурсе «Традиции. Продолжение», где представила платья с переработанными принтами — но это снова был всего лишь разовый показ.

Но еще сильнее развить идею помогла пандемия: когда все сидели по домам и пытались нащупать, как еще применить свои умения, у Снежаны созрела мысль сделать полноценный проект.
Этнография вместо человека-паука

Снежану долго возмущало, почему молодежь так любит носить футболки и толстовки с принтами по мотивам героев поп-культуры, тогда как одежда с отражением богатого народного наследия встречается редко. Поэтому основательница «Артели Нарядно» направила творческие усилия на «популяризацию культурного кода». Первую коллекцию в рамках проекта — 20 изделий изо льна — она со своей единственной постоянной коллегой-портной Ольгой Беловой выпустила буквально за месяц.

В линейку входили современные цветные платья и мужские туники с аутентичными принтами. Фасон намеренно выбрали свободный, чтобы одежда была приемлема для людей любого возраста и типа фигуры. Вещи продавались в лавке «Ремесло» по цене от 8 до 11 тысяч рублей, поскольку каждая создана руками в единственном экземпляре. Ключевыми покупателями были туристы, которых приводили экскурсоводы. Благодаря им новоиспеченную коллекцию «Артели» быстро раскупили.
Маленькие задачи — глобальные задачи

Основываясь на этом опыте, Снежана поняла, что спрос на народное искусство все-таки есть — по крайней мере, в формате современной одежды. Интерес молодежи к коллекции ее очень радует. Основательница проекта замечала, что моделям на показах действительно нравятся вещи «Артели Нарядно» и они хотели бы их носить, если бы не ценовой сегмент. «Отсутствие окупаемости связано еще и с дороговизной льна, из которого шьются наряды. Своего вологодского нет уже десятилетия — приходится покупать белорусский, а то и итальянский, который в три раза дороже», — комментирует Снежана.

Если запустить в производство не лен в единственном экземпляре, а массовые модели, цена изделий будет уже ниже. Эту стратегию уже применяли и печатали принты на футболках — их охотно покупали, но этого мало.
«Дизайнеры уже делали аналогичные проекты — например, с картинами Малевича. Такие же нужны и с народным искусством, которое, на самом деле, кроме узких коллекционеров, любителей, музейщиков и фольклористов, вообще никто не знает. Популяризировать наш культурный код и сделать так, чтобы он был современным, актуальным и интересным для молодого поколения, — глобальная задача государства. Но пока этого интереса в рамках государственного проекта я не вижу», — отмечает основательница.
А где швеи?

Сейчас найти одежду «Артели Нарядно» можно только в лавке «Ремесло» или на модных показах. Например, в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге в рамках конференции «Мода и дизайн» в невероятно красивом мраморном зале.

За несколько лет ассортимент расширился: к платьям и туникам добавили блузы, юбки, брюки, сумки, аксессуары, пыльники и пальто. Диапазон цен со временем тоже поменялся и к настоящему времени одна вещь может стоить от 10 до 30 тысяч рублей. В основном их по-прежнему покупают гости Вологды, и поскольку туризм — дело сезонное, зимой продаж почти нет, а летом одежда продается чуть лучше — до пяти вещей в месяц. Заказ можно оформить и через соцсети, но это происходит редко.
Проект до сих пор полностью независим и существует за счет собственных средств без каких-либо сторонних вливаний. По словам Снежаны, на реализацию нужно 150 тысяч рублей в месяц — если, конечно, не говорить о захвате рынка. От суммы напрямую зависит количество предметов, которые смогут сшить и продать, ну и возможность выйти на рынок в других городах.

Повысить узнаваемость помогло бы открытие точек продаж в Москве или Санкт-Петербурге или хотя бы присутствие в модных шоурумах. Пока этому мешает маленький объем производства и недостаток опытных швей — «Артель» ищет хорошего специалиста уже два года и пока не может найти.
Фото предоставлены Снежаной Малашиной
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru